Как разводить башенные краны по высоте?
В этой статье мы постараемся ответить на два вопроса, которые возникают при разработке проектов производства работ с применением подъемных сооружений (в частности при разработке ППРк на башенный кран), а именно:
- Что делать если рабочие зоны башенных кранов пересекаются ?
- Какой принципиальный порядок проектирования опорного крепления башенного крана?
Как разводить башенные краны по высоте?
Когда на строительной площадке при возведении сооружений работает один башенный кран, обычно не возникает вопросов о том, как безопасно его эксплуатировать. Однако всё чаще и чаще мы можем видеть случаи, когда на строительной площадке работают совместно два и больше башенных крана. В этом случае возникает закономерный вопрос: как обеспечить безопасную работу строительной техники на начальном этапе работ, а также после процедуры наращивания башенных кранов по высоте? На него мы и постараемся ответить в данной статье.
Итак, мы понимаем, что перед тем, как приступить к процедуре разведения кранов по высоте, необходимо правильно определить высоту свободного стояния всех башенных кранов, задействованных в строительстве, так как именно от этих высот будут планироваться дальнейшие шаги наращивания. При определении мест установки необходимо обращать внимание не только на технические характеристики башенных кранов (высота свободного стояния, грузоподъемность на конце стрелы), но и на месторасположение объекта (стесненность условий строительства), условия прилегающих территорий, наличие препятствий в зонах работ башенных кранов (ЛЭП, существующий сооружения и т.д), расположение бытовых помещений и площадок складирования. Также, при разведении башенных кранов по высоте всегда необходимо помнить, что при режиме «вне работы» необходимо обеспечить повороты стрел башенных кранов относительно оси крана на 360°. В рассмотренном случае данное требование также выполняется.
Для примера возьмем два башенных крана, которые задействованы при строительстве жилого здания. Необходимо определить:
- Радиусы стрел башенных кранов. Радиус стрелы должен полностью перекрывать весь периметр здания. В примере, указанном ниже, один кран не способен перекрыть полностью здание. В этом случае необходима установка второго башенного крана. При проектировании положения двух башенных кранов нужно обеспечить безопасное расстояние между стрелой башенного крана № 1 и башней башенного крана №2.
- Высота свободного стояния башенных кранов. Предположим, что по техническим характеристикам высота свободного стояния башенного крана №1 будет 36 метров, а башенного крана №2 будет 60 метров. Обычно под крюком башенного крана до здания должно оставаться минимум 6-10 метров. Исходя из этого, до определенного момента, пока под крюком не будет оставаться эти самые 6-10 метров, башенный кран №1 будет безопасно возводить жилое здание.
Затем необходимо будет провести процедуру наращивания башенного крана с креплением его к конструкциям здания. В этом случае устанавливается опорное крепление башенного крана №1 и производится наращивание до высоты 44 метра. Данная высота выбрана не случайно, в этом случае мы можем достроить секцию здания, а также выполняются требования ФНП №461 по обеспечению минимальных безопасных расстояний при работе башенных кранов.
Аналогичным образом выстраивается и работа при разведении по высоте трех кранов и более.
Принципы проектирования опорного крепления башенного крана.
В случае, когда высоты свободного стояния башенного крана недостаточно для того, чтоб построить здание, необходимо произвести процедуру наращивания башенного крана с установкой опорного крепления. В статье мы рассмотрим основные принципы проектирования, а также варианты креплений.
Для начала немного определений.
Опорное крепление башенного крана – система горизонтальных опор, удерживающих башню крана в вертикальном положении и передающая нагрузки от крана на сооружение.
Горизонтальная опора – система связей (тяг), соединяющих башню крана со строительным сооружением на определенной высоте башни и передающих нагрузку от крана на сооружение.
Крепление тяг к башне башенного крана производится при помощи охватывающей рамы. Крепление к данной раме должно производиться согласно инструкции по эксплуатации башенного крана. Другая часть тяги крепится к несущим конструкциям сооружения. Перед выбором способа крепления необходимо уточнить у проектировщиков, к какому из несущих элементов здания можно крепить тяги.
Нагрузки от крана, передаваемые на тяги в положении «в работе» и «вне работы» берутся либо из инструкций на башенный кран, либо запрашиваются у завода-изготовителя.
Затем уже при помощи расчётного комплекса SCAD, вычисляются усилия, возникающие в тягах, и подбираются их сечения.
Сначала задаём исходные данные от завода-изготовителя.
Затем производим расчёт
Полученные данные оформляем в таблицу Excel
Далее из таблицы Excel проводим выборку максимальных усилий.
На основании данных усилий производится либо проверка существующих тяг, либо подбирается необходимое сечение в программе Кристалл.
В гражданском строительстве, крепление тяг обычно производится к перекрытию, однако, как уже говорилось выше, этот вариант должен согласовываться с проектировщиками, так как, возможно, потребуется устройство усиления плиты перекрытия в местах установки креплений тяг.
При невозможности крепления тяг опорного крепления к перекрытиям, есть возможность крепиться к вертикальным конструкциям (колонны и ядро здания). Обычно такие варианты применяются при строительстве уникальных зданий, а также зданий, в которых конструктив перекрытия не позволяет произвести к нему крепление.