Мы работаем по всей России!

Нужно ли проводить экспертизу промышленной безопасности проектов производства работ кранами?

Для тех кто не в курсе начну с начала.

В 2003 году постановлением Госгортехнадзора России от 04.03.03 №5 было утверждено положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (РД 10-528-03). В общих положениях раздел 3. указано что деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности в соответствии с настоящим положением включает в себя проведение экспертизы: пункт 3.2.1. документации на изготовление, монтаж, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию подъемных сооружений, а также проектов производства работ кранами. То есть если выражаться понятным языком — все проекты производства работ кранами включены в перечень документов проходящих экспертизу промышленной безопасности (далее ЭПБ).

Требования к порядку проведения экспертизы ППРк были определены в ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» и заключались в следующих основных этапах (для ППРк):

  1. Разработка проекта производства работ;
  2. Процесс проведения экспертизы (назначался один эксперт или группа экспертов, который проверял(ли) ППРк);
  3. Получение заключения экспертизы (получали замечания, либо печать о согласовании разработанного ППРк);
  4. Регистрация заключения ЭПБ ППРк в региональном Ростехнадзоре.

Процедура регистрация заключения ЭПБ занимала больше времени чем процесс разработки и согласования ППРк у эксперта (группы экспертов). Самая большая проблема заключалась в том, что имея на руках согласованный экспертом ППРк без регистрации заключения ЭПБ в региональном органе Ростехнадзора работать на строительной площадке было запрещено! То есть процесс начала производства работ откладывался и предприятия несли финансовые убытки.

А теперь о текущей ситуации.

12 декабря 2012. вышел приказ Ростехнадзора № 713 «О внесении изменений в положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на котором используются подъемные сооружения» отменяющий экспертизу ППРк, также как и экспертизу любой документации на изготовление, монтаж, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию подъемных сооружений.

А с 1 января 2014 года на основании Приказа Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 утратило силу и РД 10-528-03 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов на которых используются подъемные сооружения».

То есть для того, чтобы законно разработать и использовать ППРк необходимо сейчас приобрести (именно приобрести, потому что «обучение» проходит удаленно и не отрываясь от производства) аттестацию промышленной безопасности на разработчика ППРк и утвердить проект руководителем эксплуатирующей организации, выполняющей работы.

Так чему все это может привести или уже привело?

Я, конечно, понимаю, что осталось очень много специалистов, которые знают не понаслышке, что такое экспертиза и экспертное заключение в котором твой ППРк разобран на части, так что привыкли делать проект качественно. Но что делать молодым специалистам, которые только окончили строительный ВУЗ?

Исполнитель ППРк не заинтересован сейчас выполнять работу качественно, ему важнее выполнять ее быстрее и получить за это деньги. А почему? А потому что знает, что проверить проект некому и мало того, никому не интересно проверять — «лишь бы был».

Еще причина в том, что ППРк не является частью исполнительной документации, за которую платят деньги. Только в редких случаях с помощью ППРк обосновывается применение той или иной технологии с указанием дополнительных затрат для Заказчика. Кстати, стоимость ППРк , после отмены экспертизы, уменьшилась примерно в 4 раза.

Все что я описал выше ведет к тому, что качество проектов уменьшается с каждым годом. Почти все начинают «унифицировать» (штамповать меняя только название проекта) ППРы, что в результате приводит к таким случаям как:

  • 26 мая 2013 года в Кирове примерно около шести часов вечера на дом по адресу улица Ленина 188/4 упал башенный кран, проломив стрелой балконы с девятого по первый этаж и раздавив близ стоящие автомобили. По словам очевидцев скорая и спецслужбы подъехали через пять минут, к счастью обошлось без жертв.
  • 21 сентября 2014 в Санкт-Петербурге Кран на гусеничном ходу, работавший на площадке «Европа-сити», опрокинулся. Стрела упала на крышу трехэтажного офисного здания, которое стоит на противоположной стороне улицы Академика Павлова. Пострадавших нет.
  • 12 ноября 2015 года на стройплощадке на стройке ЖК «Петергофский каскад», в результате падения башенного крана скончался крановщик.
  • 4 октября 2016 года башенный кран упал на территорию детского сада в центре Москвы, к счастью никто не пострадал.

Происшествия с падением крана происходят каждый год и конечно не всегда виноват ППРщик, но он первый должен думать о безопасности людей, в том числе и своей (косвенно).

В заключение можно сказать, что Чиновники пытались «разгрузить» Ростехнадзор, но поторопились. Возможно лучший вариант для всех был бы отмена регистрации, но не как не отмена дополнительного контроля со стороны независимых экспертов. Может стоит вернуть?

Глеб Анатольевич Переведенцев,
Специалист по промышленному и гражданскому строительству.

Оставьте заявку и мы с вами немедленно свяжемся